Последние события, связанные с банкротством турецко-австрийской компании Vasco, которая имела в России дочернюю структуру «Детур», заставили чиновников и правозащитников обратить внимание на проблему безопасности и надежности отдыха россиян за рубежом. Председатель правления Центра защиты и помощи гражданам за рубежом и поддержки соотечественников Роман Бобылев сообщил, что необходимо создать резервный фонд, которым могли бы воспользоваться туристы, попавшие в кризисную ситуацию за рубежом. «Закон о фингарантиях необходимо трансформировать в закон о гарантиях прав наших граждан, выезжающих за рубеж. Люди нуждаются в помощи и деньгах не столько по возвращении домой, сколько за границей, где в сложной ситуации оказываются абсолютно беззащитны», - сказал он. На необходимости усовершенствования механизма прямых выплат туристам настаивает и председатель Исполнительного комитета межфракционного депутатского объединениия Госдумы «Парламентский совет по защите прав граждан за рубежом в сфере туризма и гражданской авиации» Дмитрий Давыденко.
«Создать стабилизационный фонд для туристов нужно на государственном уровне. Это поможет существенно организовать туристический рынок», - считает он. Однако, по словам заместителя генерального директора по развитию страховой компании "ГУТА -Страхование" Павла Башнина, это противоречит мировой практике, где подобные вопросы решают именно эти структуры. Решать проблемы туристов, по его мнению, нужно за счет увеличения финансовых гарантий туроператоров.
Возможно, благополучно провести отпуск поможет «правильный выбор» турфирмы. Это не простая задача, если учесть, что в России насчитывается не менее 4 тыс. туроператоров, а количество турагентств больше как минимум в 2 раза. Эксперты туристского рынка дали следующие советы.
1. По словам генерального директора юридической компании «Персона Грата» Георгия Мохова, главное - собрать как можно больше сведений о самой турфирме: давно ли она работает, имеет ли финансовую или страховую гарантию, обязательные для туроператоров. Все эти сведения можно узнать, заглянув на официальный сайт Федерального агентства по туризму (Ростуризм) russiatourism.ru, где приведен список туркомпаний, внесенных в Единый федеральный реестр, имеющих гарантии и право заниматься официально туристской деятельностью, заметил собеседник агентства. После выбора «правильной» турфирмы надо обратить самое пристальное внимание на те документы, которые потенциальный турист получит в обмен на свои деньги.
«Обязателен договор об оказании туристских услуг с указанием юридического адреса турфирмы и проходящего по уставным документам названия, а не бренда, под которым работают многие турфирмы», - замечает эксперт.
Кроме того, надо получить от турфирмы платежный документ и страховку. Причем, все эти документы надо иметь до отправления в тур. То есть еще до отлета турист должен позаботиться о документах, на основании которых он вправе требовать компенсации в случае наступления форс-мажорных обстоятельств и дополнительных трат, уверяет Г. Мохов, имеющий ежедневный опыт общения с туристами, чей отдых по той или иной причине оказался ниже ожиданий.
2. По словам генерального директора туркомпании «Пегас Туристик» Анны Подгорной, самому туристу трудно выбрать надежного и проверенного туроператора, этим должно заниматься агентство. Надо именно агентству тщательно изучить этот турпродукт и историю туркомпании. По ее словам, первое, что должно насторожить туриста - резкое различие в стоимости тура на один и тот же курорт или отель в разных компаниях.
«Стоимость туров у разных туроператоров лучше всегда предварительно сравнить. Как правило, у надежных туркомпаний она отличается незначительно. И, наоборот, если какая-либо турфирма предлагает крайне низкие цены, это всегда подозрительно», - уверяет А.Подгорная. Однако все эти рекомендации не могут гарантировать туристу спокойный отпуск, форс-мажорные обстоятельства могут произойти с любой компанией.