Многие канадцы теперь окажутся перед выбором: или выпить рюмку, или садиться за руль - в стране развернулась широкая кампания по пресечению пьянства среди водителей. В провинции Квебек готовится беспрецедентный в национальной практике закон: у любого водителя, должно быть нулевое содержание алкоголя в крови. Действующие сейчас в Квебеке правила допускают у профессиональных водителей уровень содержания алкоголя 80 миллиграмм алкоголя на 100 миллилитров крови. Новый закон, который, как ожидается, вступит в силу летом, указывает, что у профессионалов, прежде всего водителей грузовиков и таксистов, не должно быть даже следов алкоголя в крови. Иначе они могут быть лишены водительских прав на срок от 15 до 90 дней /если речь идет о первом подобном нарушении/, не считая других санкций. "Новый закон разрабатывается в связи с тем, что число аварий по вине пьяных водителей неуклонно растет", - отметил министр транспорта провинции Квебек Ги Шевретт. По его данным, 35% аварий, повлекших за собой гибель людей, и 20% аварий, в результате которых люди получают ранения, происходят по вине нетрезвых водителей. Таких в Квебеке около двух процентов. В целом по Канаде, как свидетельствует данные полиции и общественной организации "Матери против пьянства за рулем", около 40 % транспортных аварий совершаются по вине подвыпивших водителей. За последние три года за управление машиной в нетрезвом состоянии к ответственности привлекались 125 тысяч канадцев. В последние месяцы многие канадские провинции ужесточили требования к водителям. Так, в конце минувшего года в Онтарио вступило в силу правило, по которому на автомашинах водителей, задержанных в нетрезвом состоянии, в принудительном порядке устанавливается прибор, отключающий систему зажигания, если он регистрирует запах алкоголя. В провинции Манитоба планируется ввести обязательное тестирование водителей на содержание алкоголя в крови в случае любой аварии. Самые жесткие нормы до последнего времени были в провинции Саскачеван, но и там подумывают о том, чтобы последовать примеру Квебека и ввести "нулевую" планку. По словам Ги Шевретта, в Квебеке планируется также создать спецподразделение дорожной полиции, которое будет заниматься исключительно борьбой с пьянством за рулем. В этом квебекская полиция намерена использовать опыт коллег из Онтарио, где два года действуют, правда, пока летом, "антиалкогольные" подразделения. Эти правила - не единственное нововведение, с которым придется столкнуться квебекским водителям. С понедельника в западных районах Квебека вступило в силу правило, разрешающее правый поворот при красном сигнале светофора. До последнего времени запрет на такой маневр действовал лишь в Квебеке - в других провинциях Канады правый поворот на красный свет разрешен. Это разночтение в правилах создавало массу неудобств для водителей, в частности, в Монреале, где из-за запрета поворачивать направо на красный свет создавались большие заторы на дорогах, и особенно - в столичном федеральном округе. Дело в том, что столица Канады Оттава расположена в Онтарио. Но, проехав по 300-метровому мосту, вы оказываетесь в Галле, что в провинции Квебек. Оба города, хотя и имеют разное административное подчинение, живут единой жизнью, десятки тысяч людей ежедневно переезжает по мосту из Онтарио в Квебек. Тут и возникают проблемы. Франкоязычные полицейские Квебека, не скрывающие предвзятого отношения к водителям из Онтарио, с которыми они принципиально не хотят объясняться по-английски, ведут "отлов" машин с номерными знаками Онтарио, которые поворачивают направо на красный свет. В свою очередь в Оттаве, где водители обычно ведут себя предельно корректно, они начинают настойчиво нажимать на клаксоны, если перед ними стоит машина из Квебека, дожидающаяся зеленого сигнала светофора, чтобы повернуть направо. Теперь с этими проблемами, видимо, будет покончено. Но остается вопрос о том, как вести себя водителям в восточных районах Квебека: даже сами жители провинции пока так и не поняли, где отныне можно и где нельзя поворачивать "на красный" направо. Поэтому пока можно говорить лишь о "половинчатом" приведении квебекских правил дорожного движения в соответствие общепринятыми в Канаде нормами. Остается также открытым вопрос о введении в Канаде водительских удостоверений единого образца. Сейчас в каждой провинции страны выдаются собственные, "местные" водительские удостоверения. Они дают право на вождение машины по всей территории Канады, но если человек переезжает из одной провинции в другую на постоянное жительство, он обязан сменить свое водительское удостоверение.